Обратная связь  Главная страница
 
Вакансии    Новости

 Логин 
 Пароль 
Забыли пароль?   Регистрация   
  

ПДД / Это интересно


28.07.2019

Опыт

Первая платная дорога в России появилась в 1834 году — это было Московское шоссе от Москвы до Санкт-Петербурга. В советский период в России платных дорог не существовало. Ситуация стала меняться с 1992 года, когда в ряде регионов страны проводились эксперименты по взиманию платы за проезд по некоторым участкам дорог, в основном местного значения.

Так, с 1998 по 2005 годы платным был проезд по мосту через Дон у села Семилуки Воронежской области, появились коммерческие дороги в Алтайском крае, Липецкой области, Саратове, Тамбовской и Псковской областях, Хакасии. Стоимость проезда там была небольшой — от 1 до 10 руб., но в большинстве случаев просуществовали такие дороги недолго и либо были закрыты как нерентабельные, либо стали бесплатными.

В 1990-е годы планировалось, однако, что к 2003 году в России будет введено в эксплуатацию около 40 платных участков. В 2003 году говорилось о том, что первые четыре проекта Минтранс осуществит до 2005 года и далее в России появится целая сеть платных автодорог, прежде всего вблизи городов-миллионников.

Согласно данным РИА «Новости», по состоянию на начало 2010 года в России действуют следующие коммерческие участки дорог:

  • автодорога в обход населённого пункта Хлевное в Липецкой области (20 км), единственный платный участок на дороге федерального значения;
  • ряд дорог в Псковской области общей протяжённостью около 160 км;
  • участок автомагистрали «Алтай — Кузбасс» в 137 км и мост через Обь в Барнауле в Алтайском крае;
  • первая очередь Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге (около 6 км).

Законодательство

В 1992 году президент России Борис Ельцин подписал указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе», который положил начало дискуссии о введении платных автодорог. 27 июня 1998 года Ельциным был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», развивавший и уточнявший положения закона 1992 года.

В 1999 году появились временные правила организации эксплуатации федеральных дорог на платной основе, а в 2001 году правительство приняло федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». О необходимости принятия закона о платных автодорогах говорил в 2006 году и президент России Владимир Путин: Сеть наших российских дорог — одна из самых протяжённых в мире. Однако и по плотности, и по качеству дорожной сети мы пока отстаём от стран-лидеров. Почти треть федеральных трасс перегружена… Чуть в сторону от Москвы — ещё более или менее приближается к норме. Как ближе к крупным центрам — практически всё перегружено, всё выше нормы. Из-за плохих дорог государство и национальная экономика несут серьёзные убытки — до 6 % ВВП страны в год.

В ноябре 2007 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в том числе, определяет порядок использования платных автомобильных дорог. Впервые на законодательном уровне было дано определение основным терминам в области дорожного хозяйства и гарантированы права пользователей платных дорог. Также в законе закреплено условие наличия обязательного альтернативного бесплатного объезда.

25 января 2010 года правительством РФ утверждены «Правила пользования платными дорогами», в которых определены обязанности оператора и водителя, а также вновь подтверждено условие наличия бесплатной альтернативной дороги.

Дискуссия

В числе основных преимуществ платных дорог — снижение затрат на перевозки, увеличение прибыли транспортных организаций, уменьшение потерь в других отраслях экономики, улучшение безопасности дорожного движения, снижение затрат на ГСМ и уменьшение износа транспортных средств. Недостаток — низкая производительность асфальтобетонных заводов, из-за которой в первую очередь они будут работать на коммерческие дороги, а бесплатные будут ремонтироваться по остаточному принципу.

Первоначальные планы строительства платных автодорог предусматривали обязательное наличие бесплатной альтернативы, при этом, согласно ст. 37 Закона «Об автомобильных дорогах», альтернативный бесплатный маршрут должен быть не более чем в три раза длиннее платного. Исключением являются районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, а также случаи, когда более 50 % протяжённости платной дороги составляют мосты, туннели и путепроводы.

Проведённые сотрудниками НИИ транспорта и дорожного хозяйства (НИИТДХ) Михаилом Блинкиным и Александром Сарычевым расчёты показали, что в таком случае проезд по альтернативной дороге окажется более дорогим, чем по платной, что делает понятие «альтернативного проезда» формальным. В конце 2009 года Минэкономразвития РФ предложило отказаться от требования обеспечить альтернативный бесплатный проезд. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина отметила, что строить бесплатные дороги станут тогда, когда на это появятся средства, а дополнительные средства в отрасль могут быть привлечены с помощью платных дорог. Такой подход, по мнению Минэкономразвития, позволит привлечь больше инвестиций в дорожную отрасль.

Противники подобных решений указывают, однако, на ущемление прав человека и потенциальную коррупциогенность. Так, председатель Совета Федерации и глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов подчеркнул, что отсутствие альтернативы противоречит конституционному праву человека на свободу передвижения. С ним согласен председатель Движения автомобилистов Виктор Похмелкин. Миронов, также, отмечает: На наших глазах формируется многоступенчатая система доения человека за рулём всеми кому не лень — от «Автодора» и сотрудников ГИБДД до таможенников, налоговиков, автостраховщиков и автокредиторов.

«Автодор»

17 июля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон об учреждении государственной корпорации «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Содержание компании производится за счёт федерального бюджета и внебюджетных средств. На компанию возложена задача создания в России к 2030 году сети качественных платных автодорог и сбор платы за проезд по ним. Уже к 2015 году в ведении «Автодора» будет находиться около 3 тыс. км дорог. «Автодору» дано право, действуя от имени государства:

  • определять, какие дороги будут платные, а какие — нет;
  • передавать дороги в концессии и следить за исполнением договоров о концессии;
  • изымать земли, нужные для постройки дорог;
  • устанавливать сервитуты (ограниченные права пользования) на земельные участки, предназначенные для строительства дорог и сопутствующих объектов.

До 2016 года «Автодор» намеревается построить и реконструировать 1380 км дорог, среди которых такие дороги федерального значения как М1 «Белоруссия», М3 «Украина», М4 «Дон», М10 «Москва — Санкт-Петербург». Для проведения работ по строительству и реконструкции дорог до 2016 года, по подсчётам «Автодора», ему потребуется 1,431 трлн руб., из которых 62,8 млрд руб. он рассчитывает собрать в качестве оплаты за проезд и 881,1 млрд руб. получить из бюджета и инвестиционного фонда. Остальные средства планируется привлечь с помощью частных инвестиций на правах концессии, в которых, наряду с российскими, принимают участие также французские и австрийские компании. Предполагается, что с 2016 года «Автодор» сможет полностью обходиться без государственных инвестиций.

Перспективы

Экономика

В потенциале платной может стать далеко не каждая дорога: главным условием является получение максимального экономического эффекта при минимальных финансовых, материальных и временны?х затратах. Загородная трасса может стать коммерческой только в случае строительства или реконструкции, а внутри населённого пункта — только вновь построенная.

В среднем, платная дорога должна окупать себя за 12 лет. По другим данным, срок окупаемости дороги — 25-30 лет. Окупаемость зависит от плотности движения: для того чтобы платная дорога окупилась, интенсивность движения должна составлять не менее 20 тыс. машин в сутки. Поэтому прибыльными могут стать прежде всего дороги, ведущие к аэропортам или мегаполисам.

Оплата проезда

Стоимость проезда на разных дорогах будет определяться правительством, причём она станет различной. Также, она будет зависеть от вида автомобиля (грузовой или легковой), времени суток, дня недели и времени года. Для малообеспеченных слоёв населения предусмотрены скидки, а для транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) и спешащих по вызову пожарных и врачей — бесплатный проезд.

На въезде будут установлены пропускные пункты для взимания плата за проезд.

Предполагается несколько способов оплаты:

  • разово, в терминале у въезда на дорогу;
  • по проездным талонам либо на определённое количество поездок, либо на ограниченный срок (1, 3, 6 или 12 месяцев).

Стоимость проезда составит от 1 до 4 рублей за километр, методику её расчёта планируется разработать и принять в 2010 году. Председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Костин информирует: Планируется, что платный проезд будет стоить 1 руб. за километр для легкового транспорта. Для машины грузоподъёмностью до 8 т это будет стоить 2 руб. И 4 руб. — для машин свыше 8 т.

Выбор дорог

По оценке Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ, по состоянию на 1 января 2005 года протяжённость всех автомобильных дорог в России составляла 1145 тыс. км. Согласно программе главы Минтранса РФ Игоря Левитина, рассчитанной на период до 2025 года, количество платных дорог предполагается довести до 5 %.

Вопрос о том, какие трассы должны стать платными, обсуждался в течение нескольких лет. Вице-премьер Сергей Иванов в январе 2010 года перечислил участки, где возможно строительство платных автомагистралей: Участков, где теоретически возможны платные дороги, в России не так уж много. Могу их навскидку перечислить: Москва — Рига, Москва — Минск с выходом на Польшу, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов, Краснодарский край. Всё, у меня список на этом закончился.

Первенцами могли стать подмосковные шоссе — Ярославское, Рижское, Ленинградское, Минское, а также трассы Москва — Ногинск и Москва — Нижний Новгород. В 2009 году было объявлено, что первой будет построена трасса «Москва — Санкт-Петербург» через аэропорт Шереметьево, а также Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге, призванный освободить город от транзитных грузовиков.

VIII международная выставка-форум «Дороги России XXI века». Карта объектов строительства на федеральных автодорогах (2008)

На платную автотрассу «Москва — Санкт-Петербург» возлагаются самые большие надежды, этот маршрут является наиболее оживлённым в России, причём 40 % движущихся по нему автомобилей — грузовые. Протяжённость дороги составит 650 км, максимальная скорость — 180 км/ч. На выезде из Москвы дорога будет насчитывать 10 полос, в Московской и Ленинградской областях — 8, а на остальных участках — 6. Строительство ЗСД в Санкт-Петербурге планировалось завершить в 2010 году. Его протяжённость составит 46,4 км.

Третий проект — строительство Центральной кольцевой дороги в Московской области (ЦКАД). Длина её будет составлять около 520 км, она будет включать в себя от 4 до 6 полос, а средняя скорость движения составит там 120 км/ч. Четвёртый проект — строительство двух платных участков на автотрассе М4 «Дон» общей протяжённостью 230 км. Эта трасса получила название «олимпийской», так как должна обеспечить транспортное сообщение во время проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. В Сибири и на Дальнем Востоке появление платных дорог ожидается не ранее 2020 года.

Мировая практика

Статистика

Платные автомагистрали существуют в более чем 30 странах мира. Всего в мире насчитывается около 25 млн км дорог, из которых примерно 150 тыс. км — платные.

Более 3 % платных автодорог от общей протяженности всех дорог в стране имеют Аргентина, Хорватия и Гонконг. От 1 до 3 % — в Сербии, Швейцарии, Мексике, Италии, Словакии, Малайзии, Корее, Колумбии. Менее 1 % — во Франции, Японии, Греции, Белоруссии, Чехии, Испании, Норвегии, США, Китае, ЮАР, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах. В Великобритании, Чили платных дорог менее 0,01 % (в Великобритании — 43 км). В Германии для легкового транспорта все дороги бесплатны, а плата взимается только с грузовых автомобилей.

Предельная доля коммерческих дорог в странах мира — не более 5 %. Но, как правило, это главные автомагистрали, по которым движется самый большой поток транспорта. Так, в Индонезии, Мексике и Корее платными являются 100 % скоростных автомагистралей, более 80 % — в Аргентине и Италии, более половины — в Японии, Малайзии, ЮАР. В зарубежной Европе платными являются лучшие автомагистрали, а также тоннели, мосты, путепроводы столь же высокого класса. Такие дороги предназначены для безопасного скоростного передвижения, а не для местных сообщений. Как правило они не пересекаются между собой на одном уровне. При этой у любой платной дороги есть бесплатная альтернатива, но она либо более длинная, либо менее удобная, а также имеющая более жёсткое ограничение скорости.

Оплата

Тарифы на проезд отличаются и зависят от массы и типа транспорта. Европейской ассоциацией разработано пять тарифных групп. Существует несколько схем оплаты проезда по автомагистралям: Покилометровая. Самый дорогой проезд — во Франции, около ?0,12 за км. В этой же стране находится самая дорогая трасса Реймс — Шамони, стоимость проезда по которой составляет ?47 за 623 км. С абонентской платой. Такая плата взимается раз в год и позволяет пользоваться любыми платными дорогами без ограничения. Стоимость годового абонента в Швейцарии — $30, в Чехии — $15, в Словакии — $7, в Австрии — ?72, в Венгрии — ?150.

Взимание оплаты производится различными способами. Наиболее распространена турникетная система, причём число турникетов достаточно, чтобы не создавать задержек в движении. В Польше въезд и выезд на платные автомагистрали происходит только на специальных пунктах. На въезде водитель оплачивает половину суммы, на выезде — оставшуюся часть. В Чехии, Венгрии и Словакии на бензоколонках продаются карточки для проезда по платным дорогам, клеящиеся на лобовое стекло.

В Словении водитель может приклеить на лобовое стекло электронную карточку — и при проезде по платным трассам требуемая сумма автоматически снимается с банковского счёта владельца. В США, Канаде и Австралии некоторые платные автомагистрали располагают системой телевизионных детекторов, которые засекают проезжающий автомобиль с установленным под лобовым стеклом электронным прибором, и на адрес автовладельца приходит счёт за пользование платной дорогой.

Мнения

Поддержка

На особо напряжённых трассах необходимо срочно создавать платные дороги-дублёры — задача, которая должна быть решена не в долгосрочной перспективе, а в течение ближайших 5-7 лет. В противном случае мы получим коллапс, при котором движение на подъездах к крупным городам, прежде всего к Москве и Санкт-Петербургу, просто парализуется.
Александр Носов, советник министра транспорта России. Независимая газета, 11 августа 2004 года.

Платные дороги нужны в первую очередь самим автовладельцам… Платные дороги, во-первых, будут идти в обход населённых пунктов, а значит, они серьёзно сократят расстояние и время поездки, во-вторых, у них будет хорошее покрытие, что сохранит автомобиль в нормальном состоянии. Поэтому автовладельцу будет выгодно заплатить за свой проезд, эта цена будет равнозначна или даже меньше той цены, которую придётся заплатить за долгую дорогу и, возможно, ремонт автомобиля.
Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям. Эксперт Online, 15 ноября 2006 года.

Уровень жизни в нашей стране медленно, но верно повышается. Население получает возможность покупать хорошие машины: в кредит или на накопленные средства. А для хороших машин нужны хорошие дороги: по тем, что есть в большинстве регионов России, можно ездить разве что на танке. Строительство платных дорог, во-первых, позволит со временем избавиться от второй извечной русской проблемы. Во-вторых, создание скоростных трасс, которые однозначно будут загружены сразу и на 50 %, поспособствует взаимопроникновению бизнеса Москвы, Санкт-Петербурга и регионов.
Аарон Блат, руководитель отдела ООО «Объединенных налоговых консультантов». Росбалт, 17 октября 2006 года.

С учётом того, что пока у нас полноценных платных дорог нет, трудно что-либо прогнозировать. Однако есть надежда, что с их строительством частично разгрузятся бесплатные дороги, если, конечно, платные дороги будут строиться быстрее, чем растёт парк автомобилей в стране.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Комментарии.ру, 20 сентября 2007 года.

Система скоростных магистралей и дорог даёт толчок к развитию таких сфер бизнеса как сельское хозяйство, торговля, пищевая и лёгкая промышленность, транспортные услуги.
Светлана Воронцова, замгендиректора НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. Российская газета, 11 июня 2008 года.

Критика

Кому это надо? Определённо, так поступают недруги экономики и всех граждан России. Пусть себе в коттеджном посёлке вводят плату за проезд, а дороги общего пользования трогать нельзя!
Антон Колмыков, замначальника экспертного учреждения ЦНЭАТ. Судебная экспертиза. Комментарии.ру, 20 сентября 2007 года.

Автомобилисты уже оплатили дороги. Как можно забывать про налоги, которые мы платим?… В Набережных Челнах есть мост через Каму, и за проезд транзитных автомобилей взимают деньги. Существует бесплатная дорога — объезд 50 км, и совершенно убитая. Я боюсь, что будет везде именно так… В тех странах, где платные дороги вводились в своё время, сейчас от них постепенно отказываются. Потому что, помимо всего прочего, они ещё и не окупаются.
Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России. Новые Известия, 26 марта 2009 года.

Не стоит забывать, что у нас плотность автодорог даже в европейской части страны в 10—20 раз ниже, чем в других странах G8. 80 % российских компаний не имеют другого выхода к рынкам сбыта, кроме как по автодорогам. Если ключевые трассы станут платными, эти издержки будут включаться в цену товаров и услуг. К тому же, зная несравненную расторопность ГИБДД, можно вообразить, какие чудовищные пробки возникнут у пунктов проверки платежей.
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия». РБК, 26 октября 2009 года.

Невозможность свободного передвижения по России вызовет неизбежные процессы децентрализации, разрыв экономических и политических связей, что неминуемо приведёт к росту сепаратистских настроений в обществе и, как следствие, угрозе развала России.
«Ассоциация адвокатов России за права человека». Коллективное действие, 5 февраля 2010 года.

Источник: nvros.ru


Использование материалов сайта разрешается только при условии указания ссылки на источник (http://www.avto-amt.ru/).



Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация >>





Ваш консультант

Ваш консультант:

Юлия

Консультант
Индекс цитирования